Страничка руководителя физического воспитания

Спортивный уголок дома»

02.04.2023
Консультация для родителей
развернуть

 Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения.

 Существует множество способов, обеспечивающих физическое развитие детей: совместные подвижные игры и физические упражнения, закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях, семейный туризм и др.

 Но наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться, сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно-оздоровительном комплексе, включающем разнообразные спортивные снаряды и тренажеры. При этом ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения вне зависимости от погодных условий, наличия свободного времени у родителей.

 Основное назначение универсального физкультурно-оздоровительного комплекса «Домашний стадион» - развитие практически всех двигательных качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.

 Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе:

 - делают процесс каждодневных занятий физической культурой более эмоциональным и разнообразным;

-  избирательно воздействуют на определенные группы мышц, тем самым, ускоряя процесс их развития;

-  позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок.

 Подсказки для взрослых:

  1. Не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен запахами газа, пищи, специй, сохнущего белья и т.д.
  2. При установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не должен быть направлен в оконную раму.
  3. Следите за тем, чтобы в поле деятельности детей не попадали предметы, которые могут разбиться или помешать движениям. Уберите из непосредственной близости от комплекса зеркала, стеклянные и бьющиеся предметы.
  4. Во время занятий ребенка на физкультурном комплексе положите на пол матрасик (его можно заменить толстым ковром, гимнастическим матом, батутом, сухим бассейном с шариками). Это необходимо для того, чтобы обеспечить мягкость поверхности при спрыгивании со снарядов и предупредить возможность повреждения стоп.
  5. Закройте электрические розетки вблизи комплекса пластмассовыми блокираторами.
  6. Желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где установлен физкультурный комплекс.
  7. К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и двигательно перевозбужденных детей, потому что они не могут сконцентрировать внимание и контролировать свои движения. Их следует успокоить: предложить договориться о правилах игры, дать двигательное задание, требующее собранности и сосредоточенности, включить спокойную музыку и т.д.

 Как обеспечить страховку ребенка во время занятий?

 Доверяйте своему ребенку. Если он отказывается выполнять какое-либо ваше задание, не настаивайте и не принуждайте его.

 Поддерживайте любую разумную инициативу ребенка: «Давай я теперь буду с горки кататься!» - «Давай!»; - «А теперь давай буду на турнике на одной ноге висеть!» - «Нет. Этого делать нельзя! (Не надо вдаваться в долгие объяснения, почему этого делать не стоит: нельзя – значит нельзя!) Но можно повисеть на турнике вниз головой, зацепившись двумя ногами, когда я тебя крепко держу».

 Страхуйте ребенка при первых самостоятельных попытках освоить новый снаряд, особенно при знакомстве с кольцами и лианой. Как только снаряд будет освоен дошкольником достаточно уверенно, займите позицию стороннего наблюдателя, похвалите его ловкость. Поднимая ребенка вверх за руки, никогда не держите его только за кисти (кости и мышцы запястья дошкольника окрепли еще недостаточно), обязательно придерживайте целиком за предплечья. Самый безопасный вид страховки: поддержка за бедра.

 При выполнении упражнений на перекладине, кольцах, лиане следует фиксировать положение позвоночника. Для этого встаньте сбоку от снаряда и положите ладони одновременно на грудь и спину дошкольника.

 Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте: «А я и без рук могу стоять на перекладине». Учите его быть внимательным и осторожным, чтобы он сам заботился о собственной безопасности.

 Вниманию родителей: вис только на руках опасен вашему ребенку. Поэтому длительные висы на кольцах и лиане заменяйте полувисами, при которых ребенок еще упирается ногами об пол.

 Поддерживать желание ребенка заниматься физкультурой можно различными способами. Предлагаем вашему вниманию маленькие хитрости, которые помогут сделать домашние занятия интересными и полезными.

 Маленькие хитрости:

 Для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств: игрушек, воздушных шариков и т.п. Они помогут привлечь внимание, будут стимулировать детей к выполнению разнообразных упражнений.

 Одежда для занятий существенной роли не играет. Однако если вы хотите укрепить мышцы стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком, в трусиках и хлопчатобумажной футболке.

 Для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему: «Молодец, ты уже почти до самого верха лесенки долез!»

 Упражнения желательно проводить в игровой форме, особенно с младшими дошкольниками. Например, взрослый говорит: «Сегодня мы с тобой пойдем в гости к белочке. Вот только домик ее далеко-далеко и высоко-высоко, на самой верхушке старой сосны. (Дальнейший текст сопровождается совместным выполнением движений с ребенком.) Сначала мы пойдем через болото (ходьба по диванным подушкам), затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая через кегли, кубики), затем пролезем через лисью нору (подлезание под два стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка живет, нас с тобою в гости ждет».

 Другая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – можно устроить соревнования по принципу «Кто скорее добежит» или организовать сюжетную игру по мотивам литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений.

Средняя продолжительность занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста в домашних условиях составляет 20 – 30 мин.

Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью.

 Занимаясь и играя вместе с ребенком, помогая ему самостоятельно подтянуться, залезть до верха лесенки, перепрыгнуть через кубик, вы даете ему возможность восхищаться вами: «Какой мой папа сильный! Какая моя мама ловкая!»

Руководитель физического воспитания

Бабина Наталья Сергеевна

(по материалам интернет -сайтов)

свернуть

Плавание для детей: каприз или необходимость?

04.04.2023
Наверно, каждый родитель слышал, что плавание детей очень полезно для организма ребенка.
развернуть

Это действительно так, но в каком возрасте можно начинать ходить с ребенком в бассейн? Насколько это безопасно для ребенка: с риском утонуть, вроде бы, все понятно (нужно как следует присматривать за ребенком), но представляют ли опасность обитающие в бассейне бактерии?

В чем польза плавания для детей

  • Прежде всего, плавание обеспечивает нагрузку на все группы мышц, и ребенок развивает свое тело, прилагая к этому минимум усилий.
  • Плавание полезно для детей с различными заболеваниями, например, с астмой и ожирением.
  • В ходе ряда исследований была установлена связь между занятиями плаванием, и хорошей успеваемостью в школе.
  • Дети, которые с раннего возраста плавают, получают хорошую физическую подготовку, благодаря которой в будущем они смогут успешно заниматься практически любым видом спорта.
  • Можно ли посещать бассейн младенцам и маленьким детям, которые еще носят подгузники
  • Можно - если вы наденете ребенку специальный подгузник из водоотталкивающего материала, который плотно прилегает к талии и бедрам малыша. Если использовать обычные подгузники, велика вероятность, что моча или фекалии ребенка попадут в воду бассейна. В фекалиях могут содержаться микроорганизмы, способные вызывать понос, в том числе, такие паразиты, как криптоспоридии, которые могут обитать в воде бассейнов и других водоемов. У здоровых людей криптоспоридии могут вызвать расстройство желудка и понос. Если иммунитет человека ослаблен, заражение криптоспоридиями может иметь значительно более тяжелые последствия. Попадание мочи в воду менее опасно, но и его тоже лучше избегать. В любом случае, поскольку маленькие дети еще не контролируют дефекацию и мочеиспускание, вы не можете знать наверняка, попадут в воду фекалии за то время, пока вы с ребенком будете плавать, или нет. Даже когда вы используете подгузники из водоотталкивающего материала, их необходимо регулярно менять, или водить ребенка в туалет (приблизительно раз в полчаса). Не водите ребенка плавать, если у него диарея

Опасно ли для ребенка глотать воду в бассейне

Избежать этого практически невозможно - ребенок обязательно будет глотать воду, особенно если он еще только учится плавать. Небольшое количество воды обычно не вызывает каких-либо проблем, но, если ребенок проглотит много воды, это может привести к некоторым болезням. Еще до того, как первый раз отправиться с ребенком плавать, объясните ему, что воду из бассейна ни в коем случае нельзя пить, а если он почувствует жажду, пусть скажет вам, и вы дадите ему чистой воды; также скажите ему, чтобы он выплевывал воду, если она попадает ему в рот. Если ребенок еще очень мал, придется самостоятельно следить за тем, чтобы он не глотал воду.

Как предотвратить «ухо пловца»

Ухом пловца называются ушные инфекции, часто поражающие людей, которые занимаются плаванием; для лечения таких инфекций обычно бывают необходимы рецептурные ушные капли. Чтобы предотвратить инфекцию:

  • Предложите ребенку использовать затычки для ушей во время занятий в бассейне;
  • После плавания сушите уши ребенка полотенцем или феном для волос (предварительно отрегулируйте температуру - она не должна быть слишком высокой);
  • Используйте ушные капли с изопропиловым спиртом, или смесь изопропилового спирта и белого уксуса в пропорции 1:1, чтобы убрать воду из ушей ребенка после плавания.

Не пользуйтесь ватными палочками, чтобы очищать уши ребенка - они могут поцарапать стенки ушного канала, и из-за этого вероятность заражения только увеличится.

Красные глаза после плавания - в чем причина?

Родители часто замечают, что глаза ребенка после плавания становятся красными и припухшими; причиной этого обычно является хлорированная вода. Чтобы облегчить дискомфорт и снять покраснение, промывайте глаза ребенка стерильной жидкостью для глаз, или закапывайте в глаза «искусственные слезы». Чтобы предотвратить покраснение глаз, ребенок может плавать в специальных очках.

В каком возрасте лучше начинать заниматься плаванием

Многие дети учатся ездить на велосипеде и плавать приблизительно в одно и тоже время - часто это происходит летом, в возрасте около 4-5 лет. Большинство специалистов рекомендуют отдавать ребенка в секцию плавания, или учить его плавать самостоятельно, не раньше, чем ему исполнится четыре года. Если вы хотите начать обучение раньше, выбирайте стили плавания, которые не требуют, чтобы голова ребенка находилась под водой.

Можно ли ребенку плавать, если он простужен или у него повреждена кожа?

Если у ребенка легкая простуда, его вполне можно вести на плавание. Главные условия: ребенок должен чувствовать себя достаточно хорошо для тренировки, и его болезнь не должна быть заразной. С небольшими царапинами и порезами тоже можно плавать - если, конечно, они не кровоточат.

Плавание после еды

После легкого перекуса как дети, так и взрослые могут плавать без проблем. А вот сразу после обильного обеда в бассейн идти не стоит - во-первых, ребенок в это время может быть очень вялым, а во-вторых, нагрузки на полный желудок могут вызвать тошноту.

Безопасность

Объясните ребенку, что он всегда должен плавать вместе с партнером, или под чьим-либо присмотром - даже если он плавает в неглубоком бассейне у вас во дворе.

Также объясните ему, чем отличаются бассейны от открытых водоемов: расскажите, чем опасна низкая температура воды, течения, волны, подводные камни, и так далее.

Не полагайтесь на надувные круги, нудлы и другие приспособления, которые обычно используют в воде дети - они не отменяют необходимости следить за детьми.

Научитесь проводить сердечно-легочную реанимацию (СЛР). Неплохо вообще уметь оказывать первую помощь, но СЛР стоит на первом месте, особенно если ваш маленький ребенок занимается плаванием. Детей старшего возраста тоже необходимо обучать проведению СЛР.

Не сводите глаз с ребенка ни на минуту. По статистике, около 70% утонувших детей дошкольного возраста находились под присмотром одного или обоих родителей. В 75% случаев родители обнаружили, что не видят ребенка, меньше, чем в течение пяти минут после утопления. Это происходит очень быстро, и не стоит рассчитывать, что ребенок закричит. На самом деле тонущий человек, пока находится над водой, не может даже нормально дышать и, тем более, он не в состоянии громко позвать на помощь.

Руководитель физического воспитания 

Ольга Михайловна Дивакова

свернуть

Осторожность на воде

20.06.2023
Детская безопасность в летний период
развернуть

Летний период несет в себе не только радость каникул, возможность загорать и купаться, но и высокие риски для детей. Связанно это с множеством факторов. Летом дети едут отдыхать в детские лагеря, в деревню к бабушкам, ходят купаться на речку и играть в лесу, всё это несет различные угрозы.

Не игнорируйте правила поведения на воде и не разрешайте делать это детям. Не купайтесь с ними в местах, где это запрещено. Не заплывайте за буйки, не прыгайте в воду со скал или в местах с неизвестным дном. Старайтесь держать ребенка в поле своего зрения, когда он находится в воде. Для детей, которые плохо плавают, применяйте специальные средства безопасности, надувные нарукавники или жилеты. Строго контролируйте нахождения ребенка в воде, чтобы избежать переохлаждения. После купания в соленой воде необходимо помыться пресной.

Обучите детей правилам поведения в критических ситуациях, объясните опасность водоворотов, судорог, больших волн, сильных течений и т.д. Научите азам техники спасения утопающих, если вы не можете сделать это сами, то сходите к инструктору по плаванию.

Руководитель физического воспитания

Дивакова Ольга Михайловна

свернуть

Игры с детьми на отдыхе в летний период

14.06.2023
Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, не забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры
развернуть

Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».

Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, не забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.

Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.

Игры с мячом

«Съедобное – несъедобное»

Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.

«Назови животное»

Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.

«Догони мяч»

Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.

«Проскачи с мячом» (игра-эстафета)

Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей. Определите место, до которого необходимо «доскакать». По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.

«Вышибалы»

Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, «вышибить» игроков из центра. Потом команды меняются местами.

Это совсем небольшой перечень игр с мячом, которые вы можете провести с детьми на отдыхе. Фантазируйте, придумывайте свои игры, и вам обеспечено хорошее настроение.

Также можно использовать и многое другое для совместных игр. Если вы отдыхаете в лесу, посмотрите вокруг, наверняка вы найдете там шишки. Устройте соревнование. «Кто больше соберет шишек». Проведите игру «Самый ловкий». Найдите пенек и поставьте на него пластиковую бутылку. А теперь постарайтесь сбить ее шишкой на расстоянии. Используйте для игр желуди, камешки, веточки, фантазируйте вместе с детьми.

Познакомьте детей с  народными играми: «Горелки», «Чехарда». Вспомните игры в которые играли сами в детстве: «Садовник», «Краски», «Бабушка, нитки запутались», «Жмурки». Ваш ребенок будет в восторге, а вы снова окажитесь в детстве. Отличное настроение обеспечено и вам, и вашему ребенку.

Желаем вам хорошего семейного отдыха!           

Руководитель физического воспитания

Бабина Наталья Сергеевна

свернуть

СОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

09.06.2023
О пользе катания на велосипеде и роликах
развернуть

Вот и наступило теплое время. Наиболее интересным и увлекательным развлечением в время этот период для ваших деток станут роликовые коньки, велосипед или самокат. Поверьте: ваши дети будут с пользой для здоровья проводить свободное время!

РОЛИКИ– это отлично проведенное время и хорошее настроение. Конечно, при виде малышей, делающих свои первые шаги на роликовых коньках, становится страшновато, а вдруг кто-нибудь из них упадет и повредит колено или руку. Да, в любом виде спорта не обойтись без мелких травм, но жизнь состоит из взлетов и падений, поэтому стоит рассмотреть все плюсы и минусы данного вида спорта. Что, как ни катание на роликовых коньках разовьет в ребенке координацию, смелость и ловкость, научит его поддерживать хорошую физическую форму и предоставит возможность находиться на свежем воздухе несколько часов подряд? Конечно, не стоит насильно заставлять ребенка осваивать роликовые коньки, для начала можно сделать пробный выезд, попросив у знакомых на время ролики. Если понравится и не вызовет отрицательных эмоций у ребёнка, тогда смело идите в магазин и выбирайте обмундирование. Именно спортивное развитие ребёнка является основной проблемой, с которой сталкиваются родители, ввиду того что большинство детей оставаясь самостоятельно дома проводят свой досуг у монитора компьютера или у телевизора. А заставить ребёнка оторваться от любимого Интернета или игрушки способно только что-то неординарное и непривычное, а коньки летом – это и неординарное и непривычное занятие особенно для детей.

ВЕЛОСИПЕД. Вспоминая счастливые моменты детства, многие воскрешают в памяти события, связанные с ездой на велосипеде. Мимо проносятся деревья и люди, в ушах свистит ветер, волосы развеваются, ноги без устали крутят педали... Как и любая физическая нагрузка, велосипед благоприятно сказывается на здоровье вашего малыша. Укрепляется его костный и мышечный скелет, улучшается вестибулярный аппарат, а эмоции, которые испытывает малыш, катаясь на велосипеде, улучшают его нервную систему и благоприятно воздействует на психику вашего малыша. Ведь, научившись чему-то, ребенок испытывает гордость за себя, и его самооценка возрастает в несколько раз. Как показывают многочисленные исследования, велосипед хорошо развивает длинные мышцы тела, то есть естественный мышечный корсет, который укрепляет позвоночник и не дает ему искривляться. Когда ребенок едет на велосипеде, опираясь на руль руками, часть веса тела и головы падает на руки. На позвоночник нагрузка меньше. Мышцы работают, напряжены. Где тут перегрузка позвоночного столба? Ребенок то садится, то слезает с велосипеда. Преодолевая горку, встает с седла велосипеда, «танцует» на педалях. Здесь все – динамика, попеременное напряжение мышц спины и пояса, хорошее их кровоснабжение.

ПОМНИТЕ: Велосипед должен расти вместе с ребенком, поэтому не забывайте вовремя регулировать высоту сиденья и руля.

РОДИТЕЛИ! Позаботьтесь, чтобы ваши дети с пользой провели свободное время!

 

  Руководитель физического воспитания

Хмарук Татьяна Леонидовна

свернуть

Утренняя гимнастика

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.
развернуть

 Как правило, дети охотно занимаются утренней гимнастикой вместе с родителями, главное контролировать интенсивность нагрузки с учетом возраста и физического развития малыша, а также постоянно проявлять выдумку и, время от времени, разнообразить используемые упражнения.   Утреннюю гимнастику с детьми желательно проводить на свежем воздухе, если это не возможно, например, в городе, то занятия  необходимо  проводить  в  хорошо проветренном помещении, при  температуре  воздуха 16-17оС. Для упражнений выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь гимнастический коврик. Для начала занятий утренней гимнастикой не требуется никакой подготовки: поднимитесь сами, разбудите малыша (если не он разбудил Вас), откройте форточку или окно, включите музыку и, пожалуйста, набирайтесь бодрости, сил и здоровья. 

Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастикой с закаливающими процедурами, с воздушными ваннами: заниматься можно босиком, минимум одежды стесняющей движения. 

При выполнении ребенком упражнений, нужно научить его, а затем постоянно контролировать правильное дыхание – малыш должен дышать глубоко, ровно и спокойно, делая полный выдох. В большинстве упражнений имеются указания, когда делать вдох, а когда выдох. Также необходимо следить, чтобы ребенок не делал лишних движений в суставах, например, сгибание колен, при выполнении движений для туловища. 

При занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можно составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма. Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова: 

• потягивание; 

• ходьба (на месте или в движении); 

• упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса; 

• упражнения для мышц туловища и живота; 

• упражнения для мышц ног (приседания и прыжки); 

• упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны)); 

• упражнения силового характера; 

• упражнения на расслабление; 

• дыхательные упражнения. 

Во время занятий утренней гимнастикой с ребенком следует избегать упражнений связанных с натуживанием. При подборе упражнений особое внимание необходимо уделять их доступности для ребенка и разнообразию. Комплексы упражнений рекомендуется менять, в зависимости от заинтересованности ребенка, раз в месяц, начиная постепенно заменять отдельные составляющие через 3 недели начала занятий по данному комплексу. 

Эффективность утренней гимнастики с детьми возрастает, если в нее включены упражнения с предметами: гантели (0,3 – 0,5 кг), гимнастической палкой, скакалкой, мячом и т.д. До и после зарядки, 2-3 раза в неделю, подсчитывайте пульс ребенка, если после занятий он не превышает 100-110 ударов в минуту, то все в порядке. Утренняя гимнастика не только «пробуждает» организм, но и оказывает определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры.

 

 

Руководитель физического воспитания

Бабина Наталья Сергеевна

 

свернуть

Учимся плавать в домашних условиях

Осваивание ребенка в воде является необходимой посылкой для обучения плаванию. Подготовить его к этому можно заблаговременно, в условиях домашней ванны.
развернуть

 Прежде всего, ребенка надо научить без колебаний входить в воду и окунаться, помочь преодолеть чувство недоверия при погружении в воду лица, всего тела. Без овладения навыком погружения в воду с головой невозможно уверенно чувствовать себя в ней, научиться свободно держаться на воде и плавать.

В условиях занятий по плаванию в бассейне с детьми младшего возраста я, как руководитель физического воспитания, к сожалению, часто наблюдаю детей с негативным отношением к упражнениям на опускание лица в воду, погружение в воду с головой. Они упрямятся и упираются, не желают ничего слышать и видеть, даже перестают посещать занятия в бассейне. Это достаточно серьезная психологическая проблема и связана она с водобоязнью или страхом перед водой, ее обилием.

Детям с водобоязнью очень неприятно, когда вода попадает на лицо и особенно в глаза. А при купании от давления воды у них возникает скованность движений, затрудненность дыхания, панический страх перед глубиной. Причины возникновения водобоязни бывают разными: кто-то неожиданно упал в воду, и это стало для него шоком, кого-то искупали в слишком холодной или слишком горячей воде, кого- то насильно внесли в воду, допустили перегрузку или банально недосмотрели за малышом. У впечатлительных детей водобоязнь может возникнуть даже после прочтения книги или просмотра фильма о бедствиях на воде.

В успешном преодолении данной проблемы, наряду со специалистом, ребенку могут помочь родители, потому что у детей младшего возраста сильна связь с близкими людьми, которым они доверяются безоговорочно. И не обязательно для этого ждать лета, поездки к морю, а ускорить весь этот процесс можно в условиях домашней ванны. И первая заповедь здесь — никакого насилия. Идеально, если ребенок сам просится в воду и во время купания чувствует себя в ней вполне комфортно. Если же ребенок при виде воды проявляет отрицательные эмоции, то в подобных случаях, какое — то время нужно заходить с ним в воду, подбадривать его веселым ласковым голосом.                     Важно при этом играть с ребенком в воде, использовать яркие плаваю­щие резиновые игрушки водяных обитателей, рассказывать детям о них, подражать им голосом, движениями. В игре дети перестают бояться воды, у них вырабатывается умение быстро передвигаться в воде, смело погружаться в воду, задерживать дыхание, открывать глаза в воде. Если же вдруг случилась негативная ситуация, ребенок испугался и начал плакать, не нужно сразу вы­водить его из воды, постарайтесь успокоить малыша именно в воде, иначе закрепится связь воды и чувства страха.

Игры в домашней ванне

Погружение в воду с головой совершается детьми с задержкой дыхания на вдохе. В обучении погружению в воду надо соблюдать определенную последовательность: сначала предложить ребенку помыть руки, плечи, ополоснуть грудь, шею, вымыть лицо, полить воду себе на плечи, медленно присесть, погрузившись в воду по шею.

  1. «Надуй шарик». Сделать вдох, надуть щеки, задержать дыхание. 
  2. «Задержка дыхания». На счет «раз — два — три» задержать дыхание после обычного вдоха. Взрослый громко считает вслух. Можно сосчитать до 7 — 8 (длительная задержка дыхания).  Контроль:  поднесите горизонтально свой палец к верхней губе ребенка, чтобы убедиться, правильно ли он выполняет упражнение, не выдыхает ли он носом в тот момент, когда надо задержать дыхание. 
  3. «Помешаем воду носом» («Птички моют  носики»). На задержке дыхания наклониться, опустить нос в воду, «помешать» воду, поворачивая голову то в одну, то в другую сторону. 
  4. «Спрячем личико в ладоши». Облегченный вариант опускания лица в ограниченное водное пространство. Ребенок опускает сложенные ладони в воду, подносит лицо к воде и опускает его в зачерпнутую воду (тазик с водой). 
  5. «Опускаем глазки (лицо) в воду». Глаза закрыть и опустить все лицо в воду. А затем то же самое, только с открытыми глазами.  Для этого упражнения можно использовать и тазик с водой. Взрослый располагает свое лицо на одном уровне с ребенком, смотрит ему в глаза, поочередно (в тазик) или одновременно (в ванне) опуская лицо в воду. Если ребенок на короткое время опустил лицо в воду, надо взрослому его ободрить и убедить: «Ну вот, видишь, совсем не страшно было! Сам ведь сделал, молодец!». 
  6. «Достань игрушку (предмет)». Опустить на дно ванны любую игрушку (предмет). Ребенок, опуская лицо в воду и открывая глаза в воде, найдет ее и достанет со дна (можно использовать очки для плавания).  Чтобы помочь ребенку обрести уверенность в выполнении погружения лица (головы) в воду, родители должны выполнять их совместно с ребенком.

 

 

Руководитель физического воспитания О.М.Дивакова

 

свернуть