Специальное образование

День толерантности

16.11.2023
16 ноября - Международный день толерантности
развернуть

16 ноября 1995 года государства — члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности, которая провозгласила, что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах.

Согласно документу, терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Современный  мир жесток, жестокими становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность (терпимость) основополагающим принципом морали.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ — это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром, и всё это с добротой, любовью, терпением.

Мы взрослые несём ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина, можно продолжить перечень высказываний о роли, о душевной взаимосвязи взрослого и ребёнка: «Что посеешь, то и пожнешь», «Яблоко от яблони не далеко падает», «От плохого семени не жди доброго племени» и т. д. Поэтому нам, взрослым, нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок, прежде чем принимать участие в воспитании детей.

Наши дети должны получать столько заботы и ласки, чтобы смогли дарить их всему миру.

 

На огромной планете очень разные есть дети:

Тихие и шумные, глупые и умные.

Есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки.

Кто –то ростом невелик, кто- то слабый ученик.

У одних –большие ушки, у других – кругом веснушки.

Кто- то рыж, а кто –то бел, уто- то в играх неумел.

Ни над кем нельзя смеяться, никого нельзя дразнить!

Нужно очень постараться, словно братьев всех любить.

И тогда на белом свете так чудесно будет жить!

свернуть

Воспитатель, осуществляющий персональное сопровождение ребенка с аутистическими нарушениями.

08.11.2022

Воспитатель, осуществляющий персональное сопровождение ребенка с аутистическими нарушениями. Кто же это?

Воспитатель индивидуального сопровождения является для ребенка с аутизмом и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образовательную программу. На современном этапе признается важная роль дошкольного этапа в процессе становления личности, поэтому многие организации, особенно работающие с инклюзией, задумываются о включении рассматриваемой позиции в штат своих работников.

Вопрос о необходимости предоставления ребенку с аутизмом индивидуального сопровождения решает психолого-медико-педагогическая комиссия ЦКРОиР.

Правовую информацию вы можете просмотреть здесь:

http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5801

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все». 

Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», - говорят родители).

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

Как родители могут сами помочь ребенку справиться с аутизмом?

Можете дать какие-нибудь рекомендации для них?

Самая главная, с нашей точки зрения, рекомендация – изначально понять возможности ребенка, не делать лишнего и не ставить слишком высокие задачи. Самый большой конфликт возникает именно тогда, когда родители сталкиваются с противоречием между реальными способностями ребенка и собственными амбициями в отношении него. И все отрицательное, что потом может происходить – протесты, непослушание, переживание разочарования и отчаяния, - все это происходит как раз из этого конфликта.

Главный принцип для родителей заключается в обретении чувства уверенности как воспитателя и избавление от излишнего чувства вины. Надо знать, что ребенок-аутист очень чувствителен к внутреннему состоянию родителей, легко реагирует на их тревогу, растерянность. Что касается психического развития, то следует быть готовым к тому, что для достижения успехов, даже небольших, потребуется много времени. Не бывает такого, чтобы ребенок заснул одним, а проснулся другим человеком.

Еще одна часто встречающаяся ошибка – это мнение, что самое главное для ребенка – научиться разговаривать. Это не так. Если речь не появляется самостоятельно – значит, тому есть объективные причины. Как только сформируются предпосылки к произнесению слов, ребенок начнет самостоятельно говорить без нашей помощи. Поэтому не стоит искусственно пытаться ускорить развитие такого ребенка.

свернуть

Интегрированное обучение и воспитание

В 2022/2023 учебном году в учреждении образования работает 1 группа интегрированного обучения и воспитания.

В группе работают: воспитатели дошкольного образования; воспитатель дошкольного образования, осуществляющий персональное сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра; учитель-дефектолог; педагог-психолог.

Интегрированная группа в нашем учреждении образования — это группа, в которой вместе занимаются дети здоровые и дети с особыми потребностями. За границей такой подход давно внедрён в образовательный процесс и показывает положительные результаты.

Интегрированная группа работает в нескольких направлениях:

  • развитие (речи, представлений об окружающем мире, познавательной сферы и прочее);
  • социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОПФР и обычно развивающихся сверстников;
  • коррекция (работа учителя-дефектолога и других);

Приоритет в дошкольном образовании отдается развитию социально активной личности, а это первый шаг к индивидуальному подходу, что особенно важно в интегрированной группе.

В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые, которые проводятся согласно расписанию.

Подгрупповые занятия, на которых ребёнок получает знания общего характера, длятся от 15-20 до 30 минут в зависимости от возраста детей. Более пристальное внимание коррекции, развитию и совершенствованию психических функций, умений и навыков, актуальных для конкретного ребёнка, дефектолог уделяет в процессе индивидуальных занятий. Здесь же закрепляются представления, полученные в ходе группового обучения, стимулируется познавательная активность, отрабатывается пропущенный материал.

Не менее важная часть работы учителя-дефектолога – консультирование родителей (законных представителей) ребёнка.

Родители! Помните, что без вашего активного участия и поддержки занятия дефектолога и других специалистов с вашим ребёнком будут недостаточно эффективны. Помочь ребёнку достичь определённых успехов в развитии, обучении и, главное, в жизни мы можем только вместе. И это – ежедневный кропотливый труд. Терпения и удачи вам! А благодарностью за ваш труд, заботу и любовь будет счастливая улыбка вашего ребёнка!

Зачисление обучающихся в группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании:

  • заключения Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (с указанием образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования и периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающемуся);
  • заявления законного представителя воспитанника.
свернуть

Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра

С каждым годом увеличивается количество детей с аутизмом. При этом аутизм не знает ни национальных, ни расовых границ.
развернуть

В настоящее время в Республике Беларусь набирает обороты система помощи детям с ранним детским аутизмом. Необходимость в интенсивности организации такой помощи очевидна и не вызывает сомнений, т. к. обусловлена высокой частотой выявления таких детей.

По оценкам экспертов различным формам аутизма подвержено до 1% населения. По данным Центра по контролю заболеваемости (США) распространенность РАС составляет 1 случай на 160 новорожденных. То есть частота встречаемости РАС выше, чем изолированная глухота и слепота вместе взятые, чем синдром Дауна, детские онкозаболевания. Следует отметить, что частота аутизма не зависит от географического, расового, национального факторов, от интеллектуального и социального статуса родителей и многих других моментов. Расстройства аутистического спектра  - быстро распространяющиеся заболевание во всех странах мира в последнее десятилетие. Все это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого расстройства.

Статистики о том, сколько в Беларуси детей с аутизмом, нет. Но если верить мировой статистике, с аутизмом разной степени тяжести сталкивается каждый 68-й ребенок – значит, каждый год в Беларуси появляется больше 1 000 особенных детей. 

О признании проблемы аутизма общемировой свидетельствует объявление Организации Объединенных Наций 2 апреля - Всемирным днем распространения информации об аутизме, начиная с 2008 года.

В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки развитие системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра было связано с отстаиванием родителей прав своих детей. Действующее в Республике Беларусь, законодательство, активность педагогов, психологов, медиков, родителей детей с аутизмом позволяют осуществлять организацию более эффективной работы по образованию, адаптации и вовлечению таких детей в жизнь общества. Наиболее активную часть родителей, детей с аутизмом, объединяет Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители» во главе с ее директором Татьяной Яковлевой, которые при поддержке ЮНИСЕФ, в мае 2013 года планировали запустить пилотный проект помощи детям с аутизмом, с непосредственным участием представителей Министерства здравоохранения, образования, труда и социальной защиты. Другими словами, родители и мотивированные специалисты испытывают дефицит кадрового ресурса по обучению современным методам и оказанию помощи аутичным детям.

Соответственно 03 мая 2013 зам. председателем Мингорисполкома г. Минска Игорем Васильевичем Карпенко был принят и подписан протокол поручений, в соответствии с которым начала расширяться сеть ресурсных Центров для развития интегрированного обучения и воспитания, и оказанию комплексной помощи детям с РАС.

Создание ресурсных Центров является инновационным направлением в развитии специального образования. В них предусмотрено оказание методической помощи педагогам общеобразовательных учреждений.

Внесены предложения по организации социального сопровождения (тьютора/ ассистента/воспитателя индивидуального сопровождения) для детей с аутистическими нарушениями. Именно «Национальный институт образования» взял на себя создание нормативной базы, через проведение научно – исследовательской деятельности по разработке квалификационной характеристики «Тьютора», как социальной и психолого- педагогической необходимости. А также  внесены изменения в Кодекс об образовании  о выделении детей с аутизмом, в отдельную нозологическую группу «Дети с аутистическими нарушениями», поскольку термин «Расстройство аутистического спектра» является исключительно медицинским.

Приоритетом развития детей с аутистическими нарушениями является подготовка к максимально возможной самостоятельной его жизни в обществе. Но, зачастую, родители, стремясь дать своему ребенку формальное образование, ошибочно ставят на первое место уровень овладения им определенным объемом знаний. Специалисты разъясняют родителям приоритеты социализации детей с аутизмом, важность формирования у них общепринятых форм поведения, способности и готовности использовать полученные знания и умения в жизни, когда ребенок не только располагает знаниями, но и может ими пользоваться, обладает способностью и готовностью применять их в условиях возможной независимой самостоятельной жизни.

свернуть